АлтГУ поделился лучшими практиками работы с одаренными детьми на конференции в образовательном центре «Сириус»

Конференция посвящена изучению эффективных механизмов выявления и сопровождения талантливой молодежи для укрепления позиций России в приоритетных областях развития науки и технологий, обсуждению кадровых перспектив и запросов приоритетных отраслей. Кроме того, в фокусе внимания участников находятся механизмы раннего включения в рынок научных разработок и развития высоких технологий для талантливой молодежи и выпускников центра «Сириус». В заключение будут подведены первые итоги создания региональных центров выявления и поддержки одаренной молодежи, создаваемых по модели центра «Сириус».

Делегацию Алтайского госуниверситета возглавляет ректор С.В. Землюков. В состав делегации вошли первый проректор по учебной работе АлтГУ Е.Е. Шваков, начальник управления по рекрутингу абитуриентов Е.Н. Гончарова, заместитель директора Международного института экономики, менеджмента и информационных систем С.В. Лепешкина. Представители Алтайского госуниверситета проведут одну из площадок форума.

«Уже сегодня АлтГУ совместно с образовательным центром "Сириус" разработал пять программ, четыре из которых – по филологии, математике, физике и химии – уже заработали. Пятая программа – по информатике – будет запущена в 2018 году. Мы ценим сотрудничество с "Сириусом" и будем развивать наши совместные программы и дальше!» – отметил ректор АлтГУ С.В. Землюков перед началом работы конференции.

Прошедшая 27 января первая пленарная сессия «Новая ответственность. Одаренность. Общество. Большие вызовы» была посвящена актуальным вопросам организации работы с одаренными детьми. Модераторами встречи выступили член Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства Елена Шапочка и заместитель председателя Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко. Приветствовала участников и гостей конференции руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева.

Основными проблемами этой работы были названы:

  • Разрывы в работе с одаренными детьми. Нет системы работы с одаренными детьми, в рамках которой сопровождение одаренных детей было бы постоянным. На уровне школьного образования организовать такую работу не представляется возможным, поэтому важное место в работе с одаренными детьми должно занять вузовское сообщество.
  • Несовершенство технологий работы с одаренными детьми. Экспертное сообщество сошлось во мнении, что в основе работы с одаренными детьми должен лежать проектный подход. На уровне как школьного, так и дополнительного образования детей необходимо использовать кейсы, предусматривающие решение конкретных практических задач. Важно формировать не знания, а проектное мышление, компетенции по инициированию, разработке и реализации проектов.
  • Необходимость формирования системы работы с одаренными детьми на региональном уровне. В настоящее время одаренные дети, окончившие школу, становятся студентами ограниченного количества вузов РФ (главным образом вузов г. Москвы). Важно обеспечить обучение, развитие и удержание одаренных детей в регионах.

Кроме того, были представлены зарубежные практики работы с одаренными детьми. В частности, был проиллюстрирован опыт работы с одаренными детьми Германии, Великобритании, США, Китая. Острая дискуссия завязалась по вопросу выявления одаренности. Традиционная технология тестирования и опросов  с целью выявления одаренных детей имеет целый ряд недостатков.

Участники конференции большинством голосов сошлось во мнении, что необходимо повышать качество образования, при котором и одаренным детям было бы интересно обучаться. При этом в основе такого обучения должен лежать проектный подход.

Опыт работы Алтайского государственного университета с одаренными школьниками положительно оценен экспертами и участниками конференции.

Источник