В ОГУ стартовала конференция «Инновационный потенциал гуманитарного образования в высшей школе»

В ОГУ имени И. С. Тургенева проходит Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационный потенциал гуманитарного образования в высшей школе». В преддверии 100-летия основания опорного университета организаторами научного обсуждения методических проблем современной вузовской гуманитаристики выступили несколько старейших факультетов: Институт филологии, Институт иностранных языков и исторический факультет. Кроме орловских исследователей в работе принимают участие специалисты в области русской и зарубежной филологии, истории и регионалистики из Москвы, Курска, Арзамаса, Смоленска, Старого Оскола, Омска. Помимо пленарного заседания, в рамках конференции проходят мастер-классы, на которых педагоги представляют свои лучшие практические наработки в разных предметных областях.

«Уникальность этой конференции в том, что для ее проведения объединились научные силы трех структурных подразделений ОГУ имени И.С. Тургенева. Не случайно в названии упоминается именно «гуманитарное образование», которое, как вы можете почувствовать, находится немного «на задворках» нашей науки. Наша задача – изменить эту ситуацию, объединить усилия и найти такие методы, формы и способы преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе, которые соответствуют современным требованиям. Одной из  отличительных особенностей тех конференций, которые проводятся в Институте филологии, состоит в том, что участие в них принимают не только наши преподаватели, ученые, но и студенты. И они являются не только слушателями, но и выступающими. У нас очень активно работает научное студенческое общество. Итогом такого вовлечения студентов в сферу научной деятельности можно назвать тот факт, что наши студенты ежегодно участвуют в самых разных олимпиадах и являются их победителями. В секционном заседании нашей сегодняшней конференции также будут принимать участие магистранты, обучающиеся по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование», – подчеркнул Виктор Панюшкин, директор Института филологии.

«Действительно, у нас старейшие факультеты, имеющие огромный опыт. Но я не припомню, чтобы мы проводили когда-либо конференцию в таком содружестве. Другая особенность состоит в том, что если вы посмотрите на содержание докладов, то они охватывают педагогическую тематику, направления которой реализуются в трех наших подразделениях. Я хочу пожелать участникам нашей научной встрече успеха и удачных выступлений», – сказала в своем приветственном слове Тамара Гелла, декан исторического факультета опорного университета.

«Инновационный потенциал – это то, что хотят от нас услышать, и мы готовы об этом рассказать. А гуманитарная сфера, гуманитарные науки – это дело всей нашей жизни, это то, что мы хотим донести до наших учеников. Нам как специалистам-преподавателям необходимо общаться, обмениваться опытом, проводить апробацию наших исследований на площадках конференций национального и международного уровней. Хотелось бы отметить, что нам удалось найти формат, который позволяет наилучшим образом поделиться опытом, обменяться накопленными наработками. Я имею в виду сочетание пленарного и секционных заседаний с циклами мастер-классов, которые проходят в эти дни на факультетах. Я очень рад, что сегодня здесь так много студентов, потому что, например, в моем докладе они смогут услышать, каких результатов от них ожидают при обращении к проектной деятельности, как оцениваются эти результаты», – обратился к присутствующим коллегам и студентам Максим Якушев, директор Института иностранных языков.

Доклады, представленные на пленарном заседании конференции, были посвящены инновационным аспектам в преподавании гуманитарных наук. Так, Татьяна Ковалева, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы XI-XIX вв., рассказала о междисциплинарном способе освоения и использовании знаний в изучении дисциплин теоретико-литературного цикла. Любовь Воронкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения, представила доклад об использовании активных методов обучения студентов в системе высшего педагогического образования. Максим Якушев представил доклад на тему «Методика оценки результатов проектной деятельности в иноязычном образовании», в котором рассмотрел необходимые достаточные условия успешной организации проектной деятельности, принципы её сопровождения и оценивания и другие аспекты.

 «Нам всем нужно уметь ориентироваться в современном мире и в современных направлениях развития нашего образования, а также в тех изменениях, которые в нем происходят. Это определенные вызовы, с которыми сталкивается вузовское педагогическое сообщество. И к ним нужно быть готовыми – в инновационной образовательной среде мы должны находиться в постоянном поиске инновационных методов, способов и форм взаимодействия со студентами, организации их научной творческой активности, креативности, способствовать их личностному и профессиональному саморазвитию. Поэтому научно-практическая конференция с мастер-классами, с серьезными научными докладами на пленарном заседании и сообщениями на секциях – это очень хорошая площадка для того, чтобы обменяться опытом, провести апробацию, обсудить общие проблемы. Предметное поле может быть разным, но проблемы, связанные с инновационными методиками, в гуманитарной сфере достаточно близки, что побуждает нас к совместному поиску решения проблем и реализации междисциплинарных научно-методических проектов», – отметила Мария Антонова, заведующая кафедрой истории русской литературы XI-XIX вв. и председатель организационного комитета конференции.

В рамках Всероссийской научно-практической конференции «Инновационный потенциал гуманитарного образования в высшей школе» продолжится проведение мастер-классов, а также пройдут секционные заседания по следующим направлениям:

  • Инновационные методики и технологии в преподавании русского языка и литературы в вузе (Институт филологии);
  • Инновационные направления в обучении иностранным языкам (Институт иностранных языков);
  • Инновационные направления в преподавании исторических и регионоведческих дисциплин (Исторический факультет).

Источник