В Омске будущих нефтяников готовят уже в школе

В День знаний в аудитории омских вузов придут новые студенты. Многие из них целенаправленно выбрали профессию инженера, которая вновь возвращает себе престиж. Наиболее «продвинутые» предприятия региона, такие как Омский НПЗ, заранее готовят кадры для предприятия на базовой кафедре в вузе и даже раньше, начиная со специализированных классов в школах.

По данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в канун выпускных школьных экзаменов, привлекательность профессии инженера в 2017 году увеличивается (9 % против 4 % в 2005 году). Профессия, которая до революции не была массовой и автоматически присваивала человеку высокий социальный статус, пережила настоящий взлет в советское время. Инженеры знали секретный код доступа к понятиям «наука и техника», но попали в кризис в 1990-е годы. Сегодня диплом технического вуза гарантирует специалисту высокую зарплату, но и это не все. Крупные компании решили заняться популяризацией инженерных профессий и подготовкой молодых кадров, гарантируя им трудоустройство, а значит, зарплату, развитие и социальный пакет.

Уже несколько лет Омский НПЗ реализует уникальную по меркам нашего региона образовательно-профориентационную программу «Школа – суз/вуз – ОНПЗ». Окончание учебного года и начало набора студентов – хороший повод для того, чтобы рассказать о программе подробно и подвести итоги еще одного года ее реализации.

Давно стало понятно, что главная ценность любого предприятия – это люди. Чем сложнее технологии и оборудование, тем большие требования предъявляются к кадрам и тем сложнее найти и обучить специалистов. Название программы «Школа – суз/вуз – ОНПЗ» подразумевает, что подготовка будущих специалистов начинается со школы (старших классов), продолжается в средних специальных и высших учебных заведениях, при этом студенты на производственной практике начинают знакомиться с будущим местом работы.

Для участия в программе были выбраны базовые учебные заведения, которые на постоянной основе сотрудничают с Омским НПЗ. Конечно же, базовым вузом стал Омский государственный технический университет, а базовым средне-специальным учебным заведением – Омский промышленно-экономический колледж, ранее известный как ПТУ №56. Эти образовательные учреждения еще с советских времен готовят специалистов для нефтеперерабатывающей отрасли.

«Школьный факультет»

Базовыми для «школьной» части программы были выбраны 9 учебных заведений (гимназии № 26, 84, 69, 140, лицеи № 143, 66, 166, школы № 109, № 117). Критериями выбора был сильный уровень преподавания химии и физики, что подкреплялось хорошими результатами выпускных экзаменов по этим предметам. Кроме того, большинство этих школ расположены на территории Советского административного округа, где преимущественно проживают работники Омского НПЗ. Для того чтобы дети хорошо осваивали химию и физику, необходимо было подготовить материальную базу. Омский НПЗ поставил в школы оборудование для кабинетов химии и физики.

Важным проектом стал «Школьный факультет», стартовавший с 2015 года. Его суть в том, что наиболее сильные ученики старших физико-математических классов дополнительно посещают занятия с преподавателями Омского государственного технического университета. Сначала на «Школьном факультете» занимались только девятиклассники, но затем к ним присоединились ученики десятых классов, а с сентября 2017 года присоединятся одиннадцатиклассники. К профильным предметам физике и химии добавились занятия по инженерной графике.

Непрерывное обучение продолжается и на летних каникулах в рамках программы «Летняя Академия наук». Школьники отдыхают на заводской базе отдыха им. Карбышева и продолжают обучение по естественным наукам, а также проходят тренинги личностного роста, получают информацию об Омском НПЗ. Традиционные гости «Летней академии наук» – менеджмент Омского НПЗ во главе с генеральным директором.

Учащимся есть где показать свои знания. В рамках программы проводится научно-техническая конференция среди учащихся и мультидисциплинарная квест-олимпиада.

Задача профориентационной программы заключается не только в обучении, но и помощи в осознанном выборе профессии, в мотивации учащихся получать образование для поступления на конкретное место работы – на Омский НПЗ. Для этого организуются и экскурсии школьников на завод, проводятся профориентационные тренинги «Карьерный навигатор».

 

Евгений Труфанов, выпускник 10-го класса лицея № 66 города Омска:

– Я учусь в физико-математическом классе. Практические занятия по химии и физике у нас проходят на новейшем оборудовании, которое приобрела для нас «Газпром нефть». После окончания школы планирую поступить в ОмГТУ по специальности «Технологические машины и оборудование», потому что это востребованное направление, которое дает возможность иметь интересную и хорошо оплачиваемую работу.

Анна Михайлюкова, выпускница 10-го класса лицея № 66 города Омска:

– В этом учебном году на «Школьном факультете» впервые начали преподавать инженерную графику. Мы чертили на листах, а затем стали осваивать проектирование на компьютере с помощью специального программного обеспечения. Также мы осваивали 3D- моделирование на компьютере. Эти умения, также как и знания по физике, химии и математике, пригодятся при поступлении в высшие учебные заведения. Я, скорее всего, буду поступать в ОмГТУ на базовую кафедру «Газпром нефти». Ведь это дает гарантию трудоустройства, возможности для карьерного роста.

Базовая кафедра

Куда дальше идти учиться выпускнику школы, который прошел углубленное обучение по физике и химии и имеет серьезную мотивацию для того, чтобы связать свою жизнь с Омским НПЗ?

С 2014 года ответ на этот вопрос однозначен: на базовую кафедру «Газпром нефти» в Омском государственном техническом университете. Ее лично возглавил лично генеральный директор Омского НПЗ Олег Белявский. А непосредственным руководством кафедрой занимается заместитель заведующего кафедрой Анастасия Зиновьева.

Анастасия Зиновьева, заместитель заведующего базовой кафедрой «Газпром нефти» в ОмГТУ:

 

– Преимущество специалистов, которые обучались на базовой кафедре, для работодателя в том, что они уже не тратят время на адаптацию к производству. Ведь завод им знаком с 1-го курса, когда они начинают на нем практические занятия. Студенты изучают оборудование, на котором впоследствии будут работать. С 3-го курса начинается специализация. Одну из технологических установок студент выбирает для подготовки на ее материале своей дипломной работы. Студенты базовой кафедры изучают не только оборудование, они знакомятся с корпоративной культурой компании «Газпром нефть».

В чем смысл создания отдельной базовой кафедры, если ОмГТУ десятилетиями и так готовил кадры для Омского НПЗ? Дело в том, что требования к специалистам, работающим на современном оборудовании НПЗ, стали более серьезными. «Доучивать» выпускника, пришедшего после вуза на производство, сейчас уже считается неэффективным. Гораздо правильнее готовить специалиста по программе, максимально адаптированной к реальному технологическому процессу и реальному оборудованию. Для базовой кафедры в ОмГТУ совместно со специалистами Омского НПЗ была разработана специальная программа «технического бакалавриата», адаптированная под потребности завода. До 50 % учебного процесса теперь связано с практическими занятиями на производстве. На базовой кафедре действует и магистратура со сроком обучения в 2 года. Еще одной особенностью учебной программы является углубленное изучение английского языка, а значит, выпускники получат возможность читать англоязычную техническую литературу и работать за рубежом.

Специалисты, прошедшие обучение на базовой кафедре, уже хорошо знают завод, его оборудование и углубленно специализируются на знании конкретной технологической установки. У них есть гарантированное трудоустройство на Омский НПЗ, впрочем, это право является и обязанностью – студенты при поступлении подписывают контракт, обязывающий их по окончании вуза отработать на ОНПЗ 4 года. Отдельно отметим, что обучение на базовой кафедре для них бесплатно.

Работа в режиме базовой кафедры выгодна и ОмГТУ. Университет получает базу для учебного процесса и производственной практики, а также возможность привлекать для преподавания специалистов ОНПЗ. Предприятие софинансирует закупку учебного оборудования. Штатные преподаватели ОмГТУ проходят стажировку на объектах ОНПЗ. Гарантированное трудоустройство выпускников также улучшает показатели эффективности вуза.

Базовая кафедра «Газпром нефти» готовит специалистов по четырем специальностям:

  • «Химическая технология», профиль «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов»;
  • «Технологические машины и оборудования», профиль «Машины и аппараты химических производств»;
  • «Управление в технических системах», профиль «Системы и технические средства автоматизации и управления»;
  • «Автоматизация технологических процессов и производств».
 

Справка

В 2017 году на базовую кафедру «Газпромнефти» в ОмГТУ было зачислено 50 человек. Конкурс составил 8 человек на место. Средний балл ЕГЭ у зачисленных студентов – 219. Результаты ЕГЭ абитуриентов, зачисленных на кафедру, выше общероссийских: на 53 % – по математике и на 17 % – по физике. Среди первокурсников 83 % составили омичи, остальные – жители сельских районов Омской области, а также выходцы из Алтайского края и Кемеровской области.

Алекс Санебидзе, студент ОмГТУ:

– Мне хотелось выбрать после окончания школы инженерную профессию. Я пришел в ОмГТУ, увидел стенд базовой кафедры «Газпром нефти» и заинтересовался. Студенческий коллектив мне нравится. Из-за отбора по высоким баллам ЕГЭ все ребята подобрались целеустремленные, умные, работоспособные. Со 2-го курса у нас начались практические занятия. Все студенты разделились по установкам, на которых проходят практику. Я выбрал ГФУ-2. Знания об этой установке я планирую использовать в дипломной работе.

Александр Глушко, студент ОмГТУ:

– Я сдавал ЕГЭ по физике и выбирал между теми специальностями, где этот предмет учитывается. Поступив в ОмГТУ на базовую кафедру «Газпром нефти», я не прогадал. Мы изучаем все установки, все технологические процессы, которые осуществляются на нефтеперерабатывающих заводах. Изучаем не только действующие установки, которые есть на ОНПЗ, но и строящиеся в рамках 2-го этапа модернизации. Я выбрал каталитический крекинг, исходя из принципа «чем сложнее, тем интересней».

Базовая кафедра хорошо зарекомендовала себя и на общероссийском уровне. Здесь проходят стажировку магистранты и аспиранты, обучающиеся в ведущих технических вузах страны.

Ратмир Даутов, магистрант КНИТУ, г. Казань:

– Я начал учебу в Государственном нефтехимическом университете в Уфе, там я закончил бакалавриат, продолжил обучение в магистратуре Казанского национального исследовательского технологического университета. Магистры имеют преимущество при трудоустройстве в солидные компании. Я хочу работать в проектной организации нефтехимического комплекса. Но готов пойти работать на завод, чтобы углубить профессиональные знания. Когда я учился на 3-м курсе, к нам приезжали представители ОНПЗ, хорошо рассказывали о заводе. Я был на практике на заводах таких крупных компаний, как «Башнефть», «Лукойл», и вот теперь появилась возможность познакомиться с Омским заводом «Газпром нефти». Очень удивила в хорошем смысле на ОНПЗ работа с молодыми специалистами, нигде я такого не видел. Даже жилье предоставили на 2 месяца практики, а это для молодого специалиста, оказавшегося в другом городе, очень важно. Я прохожу практику на комплексе «Ароматика» и склоняюсь к тому, чтобы трудоустроиться на ОНПЗ.

Елена Гурьева, молодой специалист технопарка «Автоматики-сервис» :

– В 2015 году я окончила бакалавриат химического факультета ОмГУ по направлению «Химическая технология» и решила продолжить обучение уже в магистратуре. Я стояла перед выбором, какое направление в ОмГТУ выбрать: это могла быть «Химическая технология» или новое для меня направление «Автоматизация технологических процессов и производств». В приемной комиссии я пообщалась с представителем базовой кафедры Владимиром Викторовичем Клевакиным. Он рассказал мне не только о специфике будущей специальности, но и о преимуществах поступления на базовую кафедру. Думаю, именно этот разговор повлиял на мое решение, я рискнула сменить профиль своего обучения и сейчас очень довольна своим выбором. Поступив на базовую кафедру «Газпром нефти» в ОмГТУ и сменив направление, я стала изучать абсолютно другие предметы в магистратуре по сравнению с бакалавриатом в классическом университете. Сначала это пугало, но благодаря помощи преподавателей и одногруппников все предметы освоила успешно. Такая смена профиля полезна, все-таки современный инженер решает не только узкопрофильные задачи, а задачи на стыке дисциплин, поэтому знания, полученные при обучении на двух разных специальностях, очень помогают мне в работе. Какие советы я могу дать сегодняшним абитуриентам и тем, кто уже осваивает инженерные специальности? Не бойтесь рисковать, старайтесь узнать как можно больше и во всем ищите светлые стороны. В моих профессиональных планах – рост, совершенствование уже полученных компетенций и получение новых знаний, инженеру нужно постоянно учиться.

Руководство Омского нефтеперерабатывающего завода, как и всей компании «Газпром нефть», придает очень большое значение образовательной программе, ведь молодые специалисты, воспитание которых идет практически со школьной и университетской скамьи – это будущее компании.

Олег Белявский, генеральный директор «Газпромнефть – Омского НПЗ», заведующий базовой кафедрой «Газпром нефти» в ОмГТУ:

– Главный актив любого предприятия, в особенности высокотехнологичного – это люди. Технологии и оборудование можно купить, а квалифицированные кадры «с улицы» не возьмешь, их надо выращивать, начиная с молодых лет. Хороший специалист должен не только глубоко знать свою профессию, но и разделять ценности компании, в которой работает, должен иметь мотивацию, чтобы развиваться в профессии. Программа «Школа – суз/вуз – ОНПЗ», которую наше предприятие реализует в партнерстве с лучшими образовательными учреждениями Омска, дает возможность вести профориентационную работу со школьной скамьи, затем «вести» перспективных молодых людей через старшие классы и университет, одновременно знакомить их с Омским НПЗ, прививать корпоративные ценности компании «Газпром нефть». Социальные инвестиции, которые компания вкладывает в образование, окупятся сторицей. Ведь через 1-2 десятка лет молодежь, которая учится в «Школьной академии» и на базовой кафедре в ОмГТУ, будет определять лицо Омского НПЗ, составлять его кадровую основу.

Источник