Тема — социальный проект

Основным спикером форума выступил доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии и педагогики Российского нового университета (Москва), мастер-коуч высшей квалификации по версии ICU, автор креативного курса «Жизненная навигация», монографий и учебников по организационной психологии Александр Сергеевич Огнев.

— Для меня встреча с тульскими коллегами — это прекрасный повод обменяться с ними опытом применения проектной технологии, — поделился Александр Сергеевич перед началом Образовательного форума. — У Института гуманитарных и социальных наук большие возможности, здесь представлено много направлений подготовки. И этот институт активно включился в реализацию социальных проектов. Какие проекты можно было бы реализовать на территории Тульской области?.. В настоящее время в стране существует проблема разрыва между возрастами. А технический потенциал региона довольно высокий. Как решить проблему активного долголетия? Чем занять старшее поколение? Здесь как раз бы и пригодились идеи Института гуманитарных и социальных наук ТулГУ. Вот ещё проблема — как  облечь в компактную форму информацию? Допустим, учителя какой-то школы решили издать учебник или методическое пособие. И студенты ТулГУ могли бы им помочь. Социологи изучают спрос, дизайнеры, соответственно, разрабатывают дизайн, психологи дают свои рекомендации относительно того, как ёмко и адекватно подать информацию. Или же, например, какое-то предприятие хочет подготовить паспорта на выпускаемую продукцию. Здесь тот же самый подход. Дизайнеры, социологи, психологи, лингвисты работают сообща. Главное — должен быть выстроен алгоритм работы команды. И вот тут-то первой скрипкой выступают социологи. Они изучают спрос, узнают, что интересует людей, какие у них потребности. И в соответствии с этим организуют интерактивные занятия, лекции, мастер-классы и проводят их для людей…

Своё выступление Александр Сергеевич начал с анализа регулярной и проектной деятельности. С регулярной всё понятно: это каждый раз возобновляющаяся деятельность. А проектная?.. И почему возникла в ней необходимость?..

Дело всё в том, что  в нашей жизни произошли метаморфозы. Эпоха дефицита сменилась эпохой профицита. Соответственно, производителю  нужно постоянно нас удивлять и соблазнять. А потому всё рассчитано на ограниченные партии. И как результат — массовый запрос на уникальность, иными словами, продукт должен быть уникальным.

Но тут возникает одно «но». Даже если продукт уникален, трудно предугадать, как на него отреагирует рынок. Поэтому производство уникальных продуктов обязательно связано с риском.

В настоящее время у нас информации — море! А потому нужно научиться понимать, что главное. А для этого необходимо взять на себя исследовательскую компоненту.

Далее. Если регулярная деятельность предполагает пожизненный найм, то проектная деятельность подразумевает создание проектной команды, которая распадётся, например, через два или три года, когда проект будет завершён.

Таким образом, основными признаками проектной деятельности являются ограничение по срокам, уникальность продукта и высокий риск.  

Проект по своей сути означает высший уровень исполнительской деятельности, при котором команда собирается по принципу комплементарности навыков и быстрого обмена информацией. Потому-то в среднем в проектной команде участвует  7 плюс/минус 2 человека. Как максимум — 15-20 человек. Кто же они, эти люди? Психолог, социолог, педагог, ну и, конечно же, специалист в своей области, под которым подразумевается технарь. Более того,  в рамках проектной деятельности границы между профессиями смазываются.

— В современных условиях будьте готовы 3-4 раза радикально сменить характер своей деятельности, — предупредил слушателей Александр Сергеевич. — А потому очень важно умение учиться! Которое, и это нужно осознавать, как раз и приобретается в процессе учёбы. Умение учиться поможет быстро осваивать новые виды деятельности и новые технологии. А вот ресурс самообучаемости закладывается в молодости!  

Особое внимание в своём выступлении докладчик уделил качествам, которые необходимы человеку, включённому в проектную деятельность. Это высокая инициативность, ответственность, внутренняя готовность принять решение, мотивация к достижению, преобладающая в иерархической системе потребностей, умение договариваться, причём высший уровень этого умения —  договариваться в условиях конфликта. Ну и, безусловно, упомянутая выше самообучаемость и умение убеждать, а именно —  умение рассказывать истории, рождающие смысл.

— Кстати, именно это отличает элиту американского политического олимпа, — подчеркнул Александр Сергеевич. —  Эти люди быстро схватывают главное и доходчиво доносят его до других…

Свои мастер-классы и лекции московский спикер проводил в формате открытого диалога со слушателями, когда в любое время каждый желающий имел возможность задать гостю интересующие его вопросы.  

В ходе мероприятия участники обсудили вопросы, связанные с поиском жизнеспособной проектной идеи, разработкой проектной документации, формирования проектной команды, условий и технологии успешного запуска проекта. Александр Сергеевич сделал акцент на технологии эффективного оперативного управления социальным проектом, его обеспечении и особенностях завершающего этапа социальных проектов. Большой интерес вызвала лекция, посвящённая оперативному эффективному реагированию на конфликтные и кризисные ситуации.

Традиционно в качестве спикеров Образовательного форума выступают и представители Тульского государственного университета. Кандидат политических наук, доцент кафедры  «Социология и политология» Юлия Борисовна Киняшева рассказала о моделировании в исследовании социальных процессов и форсайте как инновационном инструменте моделирования будущего.

Кандидат философских наук, доцент этой же кафедры Татьяна Александровна Хавронюк провела мастер-класс «Поиск идеи для проекта. Метод генерации идей» и семинар «Презентация проектов: лучшие практики».

Источник